Рус / Eng

Надежда Ивановна Ситникова

В Проектном институте №1 работает с 1984 года. Выполняла большой объем работ как старший инженер и помощник главного инженера проекта по флагманскому проекту института — заводу «Атоммаш» в Волгодонске. В дальнейшем принимала участие в работе по таким проектам, как Горнорудное общество «Катока» в Анголе, стационарный контейнерный терминал в Петербурге и др.

От первого лица:

В институт я пришла в 1984 году (13 декабря, понедельник!). Меня пригласили на должность старшего инженера с исполнением обязанностей помощника ГИПа (главного инженера проекта) по заводу «Атоммаш», строительство которого продолжалось в то время в городе Волгодонске Ростовской области.

Первый пусковой комплекс к тому времени был сдан, завод уже работал. Наш институт продолжал проектирование и вел постоянный авторский надзор за строительством следующих комплексов. ГИПами были Владимир Александрович Иванов и Александр Алексеевич Нарыкин, который в дальнейшем стал генеральным директором института.

Генеральным проектировщиком был институт «Ленгипроэнергомаш», а ПИ-1 выступал как субподрядчик, в состав работ которого входили строительная часть, включая фундаменты под оборудование, сантехническая часть и генплан. Объем работ был очень большой — половина сотрудников института работала на «Атоммаш».

Моя задача состояла в координировании работ разных отделов, приемке от них рабочей документации, размножении и отправке заказчику в то время, когда ГИПы были в командировке на «Атоммаше». В аренде у завода был самолет ЯК-40, на котором и переправлялись материалы — чертежи, сметы, макеты — в Управление капитального строительства завода. Отправка документации (примерно раз в неделю, а позже — раз в две недели) — автобус института — аэропорт Пулково — погрузка на самолет — тоже входила в мои обязанности.

Четыре года на проекте «Атоммаш» пролетели как четыре дня. Вспоминая по прошествии лет эти годы, я могу сказать, что это было счастливое для меня время. Да, порой было трудно. Но сил и энергии хватало на все. И во многом мне помогали окружавшие меня люди, их доброжелательное отношение ко мне.

Итак, завод «Атоммаш» — это уникальный комплекс, как по масштабу строительства (территория завода — 600 га), так и по набору уникального оборудования. Корпуса не имеют аналогов в мировой строительной практике по габаритам и нагрузкам, воспринимаемым колоннами и фундаментами. Самый крупный корпус №1 — 704 х 318 м, высотой до подкрановой балки 52 м.

Оборудование — отечественное и иностранных фирм (из Японии, Италии, ФРГ) — впечатляет: подъемный мостовой кран грузоподъемностью до 1200 тонн, изготовленный в Красноярске (вес выпускаемого реактора — 680 тонн); термопечь высотой с трехэтажный дом (на выдвижном поде печи свободно могут поместиться три тепловоза); пресс — гигант усилием в 15 тысяч тонн легко выдавливает днище ядерного реактора; уникальные токарно-карусельные станки (агрегаты) ювелирной точности для обработки обечайки корпуса реактора. Для этих станков нашим институтом были разработаны регулируемые «плавающие» фундаменты — тоже уникальные, а также фундаменты под все оборудование, в том числе все выше перечисленное. Для сведения — ядерный реактор — это толстостенная колба длиной 15 м и диаметром 5 м, технологический цикл изготовления реактора — около трех лет.

Мне довелось побывать на заводе два раза — зрелище ошеломляющее. Если учесть, что я побывала на многих крупных заводах, в том числе и на строительстве КАМАЗа в Набережных Челнах, меня удивить трудно.

Но вот грянула Чернобыльская авария, которая сильно ударила по «Атоммашу», темпы строительства снизились. Проектирование продолжалось еще какое-то время и закончилось в 1989-90 годах.

Дальше — распад Союза и начало 1990-х, когда промышленное строительство практически остановилось. Сотрудники ПИ-1 начали увольняться, институт выживал. И вот представьте — работы нет, а люди просто приходили в институт — на миру и смерть красна. Но постепенно пошли АЗС и АЗК, институт переключился на гражданское строительство, хотя это и не наш профиль. Но профессионалы и есть профессионалы!

Мое участие как помощника ГИПа в проектировании жилых домов началось с жилого дома в Коломягах (1998-2001), потом — жилой многоэтажный комплекс в Тольятти (199-2003, ГИП — Олег Антонович Чернявский) и жилые дома в Подмосковье (г. Долгопрудный и г. Железнодорожный).

Институт не просто выжил, а встал на ноги — стали поступать серьезные заказы — складские терминалы, автомобильные заводы — первая ласточка — завод «Форд» во Всеволожске, а потом - «Джи Эм Авто», «Хенде», торговые комплексы и т. д.

В 2003 году институт получил заказ на проектирование Обогатительной фабрики №2 Горнорудного общества «Катока» в Анголе (добыча алмазов). По этому объекту я также была помощником ГИПа у того же О.А. Чернявского. Кроме того, вместе с ним участвовала в проектировании Стационарного контейнерного терминала в Петербурге, Южной водопроводной станции — частично, так как перекинули на другой объект другому ГИПу.

Последний для меня крупный объект — очистные сооружения канализации «Бзугу» в Сочи (генпроектировщик — Ленгипроинжпроект). Институт проектировал несколько зданий (строительная часть) на этом объекте. ГИПом был Борис Ильич Рукавишников, а я вела техническую часть. Строительство этого объекта идет к завершению, что очень радует не только нас, проектировщиков, но и жителей Сочи, которые жили до этого без очистки сточных вод, поступавших прямо в Черное море.

На данный момент я главный специалист по нормоконтролю.

И напоследок хочу отметить тот благоприятный климат в нашем институте, который помогал в работе. И еще — я работала не только с отделами, но и встречалась по работе с заказчиками, с которыми были добрые человеческие отношения, а с некоторыми мы в дружеских отношениях и сейчас, хотя объекты нас уже не связывают.

Новости

Важнейшие проекты института